Возможно, что данное скрещивание вызовет массу критических замечаний как со стороны гуру брендинга, так и части представителей туристского сообщества. Но я все-таки предлагаю дизайнерам поработать в этом направлении и улучшить мой кустарный дизайн. При этом, я не утверждаю, что данное скрещивание правильно. Как говорится: в споре рождается истина, но там где страсти через чур кипят, истина испаряется. Поэтому буду благодарен за любые комментарии, которые не переходят правил обычного приличия.
В настоящее время в брендинге превалируют два основных направления:
1) Создание нового качественного продукта с хорошо узнаваемыми характеристиками, которые бы его отличали от других аналогичных продуктов, 2) Создание искусственных изменений поведения потребителей в процессе выбора товаров, услуг или территорий (так как брендинг в его старом понимании давно умер). Во втором случае продукт, обладающий уникальными качественными характеристиками не так важен, это отходит на второй план. На первый план выходят маркетинговые коммуникации или манипуляции с сознанием потребителей на основе тех или иных трендов. Как сказал один мой знакомый: «...всем нам за это гореть в аду, кому-то больше, а кому-то меньше».
Так что же все-таки лучше? Как показывает практика однозначного ответа здесь нет. В одних случаях успешно работает первый вариант, а в других — второй. Специалисты по маркетингу и брендингу сами часто не понимают почему одни продукты быстро получают всеобщее признание, а другие нет, хотя технологии использовались одни и те же. Однако, есть и общие тенденции, которыми пользуются специалисты. При покупке различных продуктов, в том числе и туристских, человек руководствуется своими стереотипами, созданными по отношению к тем или иным продуктам, услугам, странам и городам. Надо сказать, что стереотипные оценки всегда играли весомую роль в выборе. Но в настоящее время это практически единственный критерий, по которому покупатель выбирает тот или иной продукт. Слишком много сваливается на отдельного человека информации, чтобы он мог серьезно анализировать свой выбор.Кроме того, найти уникальную идею, которую бы поддержали разные целевые группы (а их при брендировании территорий значительно больше, чем при брендировании товаров и услуг) значительно сложнее, да и не факт, что она будет работать. С другой стороны более общая идея, которая бы не противоречила бы стратегии развития данной территории может оказаться более успешной на начальном этапе для решения определенных задач.
#
Попробуем разобрать два возможных туристских бренда России (точнее два концепта), которые предложили известные специалисты в сфере брендинга:
#
1) Легендарная Россия или страна легенд. Данная концепция была предложена в 2011 году двумя известными французскими специалистами (президентом Французского Института туризма Жан-Люк Мишо и директором совета по туризму департамента Сена и Марн - Лораном Девилером), которые создали один из наиболее популярных мировых туристских брендов — Диснейленд Париж.
Суть данного концепта — Россия -это легендарная страна, которая сохранила в своей истории множество легендарных событий, подвигов, достижений и выдающихся личностей. Это страна удивительных легенд и преданий, которые сохранились с глубокой древности в памяти разных народов, населяющих эту огромную страну. По мнению французских специалистов на данную концепцию работают важные особенности России. Страна входит в мировые лидеры по количеству уникальных природных объектов, культурно-исторических достопримечательностей, мировых достижений и огромному разнообразию народных преданий и легенд.
#
2) Россия — целый мир. Данная концепция победила на конкурсе «Туристический бренд России» и была разработана известными российскими специалистами в сфере брендинга: Владимир Лифанов, Эркен Кагаров, Денис Шлесберг и Илья Лазученков.
#
Суть данного бренда - Россия очень многообразна и то, что она может предложить буквально зашкаливает. Невозможно найти какого-то одного конкурентного преимущества. Россия многообразна как целый мир. Он — разный, прогрессивный и исторический, с нетронутой природой, с мегаполисами и космодромами. Он — кипучий, манящий своими гранями. И чтобы он был нашим, мы сохранили в нем уникальные черты — форму и содержание.
Первая концепция, на мой взгляд, интереснее и привлекательней для туристов. Во второй не найдено никаких уникальных конкурентных преимуществ России, кроме формы. При этом вторая концепция более пластична и позволяет включить в свой состав целый альянс из различных суббрендов, которые могут быть интересными разным группам туристов как внутри России, так и за ее пределами. Что касается логотипа, то он действительно очень спорный и поэтому я попытался его немного модернизировать в русском стиле. Однако, представленный логотип единственный из всех предложенных, который позволяет менять цветовые и стилевые решения (от футбольной тематики до русского стиля) для выполнения тех или иных задач.
Возможно ли скрестить два разных стиля. В нашем мире все возможно, хотя мировая практика показывает, что популярные бренды избегают сложных композиций и запутанных схем, демонстрируя публике максимально упрощенные логотипы и слоганы. Знаменитая галочка бренда Nike, «яблоко раздора» от Apple, «синяя птица» Twitter. Все эти логотипы легко узнаваемы, отлично запоминаются, и в этом их уникальность.